2008 Россия, Краснодар

Курс доктора Райфмана

Krasnodar_2008_1Стоматолога Марка Райфмана можно сравнить с певцом 80х годов Вилли Токаревым. В Советские времена вся молодежь слушала песни Токарева, но ни кто его не видел. Марк Райфман – самый читаемый и цитируемый в России израильский специалист. Он объехал практически весь мир, но ни разу не выступал с лекциями у нас в регионе. Воспользовавшись тем, что нас с Марком связывают не только профессиональные интересы, а и личная дружба, мы с профессором Шастиным решили пригласить его к нам с циклом лекций.

Марк Райфман – частнопрактикующий врач стоматолог, работающий в Израиле уже 33 года. Мы знаем его, как терапевта, ортопеда и хирурга. На западе такая специализация называется «Дженерал дантист». Приглашая Марка в Краснодар, я был уверен, что это произведет переворот во взглядах на многие вопросы стоматологии... Но чтобы настолько!

Krasnodar_2008_2Имплантологии доктор Райфман учился у таких корифеев как Бранемарк и Линкоф и поставил за свою жизнь несколько тысяч имплантатов. Его учебный курс основывался на собственном опыте. Ответы на вопросы подтверждались клиническими примерами из своей практики, а не ссылками на мнения «авторитетных» профессоров. Главное отличие его от всех остальных курсов в том, что все было максимально приближено к ежедневной стоматологической практике. Иногда кажется странным, что для врачей, не поставивших ни одного имплантата, привозят «знаменитость» рассказывающую о пересадках кости из подвздошной области или о прелестях дестракторов. На таких курсах никогда ни бывает ни одного сотрудника из стационаров, а только частнопрактикующие врачи. Мне хочется их спросить: кто из вас будет это делать в своем, пусть даже самом лучшем частном кабинете?

Krasnodar_2008_3Операция синуслифтинга на курсе была представлена настолько просто и понятно, что начинающие хирурги удивлялись простоте. Два молодых врача, через три дня после окончания курса поставили свои первые имплантаты. Я считаю, что для начинающего имплантолога пересилить страх – это уже больше половины успеха. Не для кого не секрет, какой вред оказывают курсы, которые устраивают не профессионалы, а торгующие фирмы, для «сливания» на Российский рынок устаревших материалов и технологий. Их лекторы начинают рассказ с того, что мы все дураки, а работать умеют только они. Самое главное, что после таких лекций именно так и бывает, многие чувствуют себя дураками и понимают, что им еще рано работать «на таком уровне». Это вызывает панический страх у молодых специалистов. Врачи старшего поколения проникаются уважением к таким лекторам, принимая этот каламбур никому не понятных академических выражений за образованность лектора.

Krasnodar_2008_4На лекциях доктора Райфмана главным тезисом было: «здесь все свои, среди нас пациентов нет, я вам расскажу правду». За границей те же самые проценты осложнений, что и у нас, те же самые зубы. После лекций многие поняли, что хорошая работа отличается от плохой, иногда всего на 5 – 7 минут. Информации было получено огромное количество, иногда шокирующей. Например, как нашему врачу понять, что альгинатом нельзя снимать слепки даже с антагонистов? Попробуйте, разница будет ощутима.

Кстати «ортопедическая» часть курса удивляла не меньше, чем «хирургическая». Бюгельные протезы, которые во всем мире уже считаются прошлым веком, доктор Райфман назвал «аппаратами для удаления зубов». Причем не голословно, а обосновав каждое слово. Для многих наших врачей эта концепция тяжела для восприятия. У нас еще остались старые стереотипы, причем и нашей и немецкой стоматологии. Все мы знаем, что сегодня в Германии произошел страшнейший кризис стоматологии. Немецкая стоматологическая школа всегда выделялась безупречной технической работой, на фоне ужасной эндодонтии. Все это объяснялось социальной программой оплаты стоматологии. Напоминало это муниципальную стоматологию СССР времен 70 годов: «чем больше удалим зубъев, тем больше получим рублев». Разница заключалась только в качестве технической работы и само-собой речь шла о других деньгах. После того, как государство отказалось платить «за это», стоматологи стали закрывать клиники и продавать огромные поместья и дома, за которые стало нечем платить. Лучшего рынка, чем доверчивая Россия трудно было найти. Зачем нам повторять этот неудачный опыт немецкой стоматологии в век предсказуемой имплантологии и качественной эндодонтии.

Krasnodar_2008_5

Также Марк Райфман распутал клубок биологии и механики, который называется – гнатология. До приезда доктора Райфмана слово «гнатология» в нашем регионе вызывало головную боль у среднестатистического врача. Простота восприятия этого раздела поражала всех без исключения, так как вместо академических терминов все было показано с практической точки зрения.

Особенно присутствующие на курсе оценили вопросы экономического обоснования многих методов лечения и вариантов оборудования. Хотя конкретных фирм производителей практически не называли, но все получили ответы на самые главные вопросы: «а что же все-таки брать»? Причем не от консультантов торгующих фирм.

И еще на мой взгляд немаловажный момент – юмор и доходчивость в любых самых сложных клинических рекомендациях Марка Райфмана. Один очень авторитетный доктор сказал, что «в первый раз в жизни не спал на лекции». Читая статьи доктора Райфмана понимаешь справедливость выражения: «человек един во всех своих проявлениях».

Я не в коем случае не рекламирую ни Марка Райфмана, ни Михаила Соломонова, ни Гая Леви, ни других настоящих специалистов – практиков, но их опыт для нас на самом деле трудно переоценить. Поверьте мне, я в этом понимаю и как преподаватель и как частный практик.

И.В. Маланьин.